
Впервые в Казахстане создан Союз курьеров для защиты их прав и интересов
Впервые в Казахстане создан Союз курьеров для защиты их прав и интересов
Об этом сообщил его учредитель, процессор, доктор наук Алмас Мухаметов. По его словам, проблема защиты прав курьеров и обеспечения необходимых условий для их работы назрела давно.
Ранее в СМИ сообщалось со ссылкой на Минтруда, что в Казахстане работают около 500 тысяч курьеров. В 2023 году Минфин объявил о запуске пилотного проекта по сбору налогов от курьеров и таксистов.
По данным Союза, сейчас только в Алматы насчитывается минимум около 20 тысяч курьеров.
Цель Союза курьеров РК, созданного в мае этого года, - защищать их права и интересы, участвовать в переговорах с агрегаторами и государством, запускать образовательные и социальные программы. Председателем данного общественного объединения является Ринат Шаяхметов.
Алмас Мухаметов отметил, что сегодня в Казахстане курьеры часто становятся незащищённой стороной в экономике: работают по 10–12 часов без выходных, не имеют страховки и трудовых договоров, сталкиваются с 40% комиссиями, рискуют здоровьем и жизнью, оказываются крайними за малейшие ошибки, нередко их аккаунты блокируют без объяснений. Кроме того, говорят в Союзе, у доставщиков нет своих зон отдыха и необходимых санитарных условий, недостаточно диалога с нужными платформами и государством.
С другой стороны, основатель нового Союза признал, что из-за отсутствия системы подготовки и поддержки многие курьеры нарушают правила дорожного движения, передвигаются по тротуарам и разговаривают по телефону в пути, вызывают недовольство жителей, не получают ни инструктажей, ни защитных инструментов, ни юридической поддержки.
"Сейчас с ними не работает ни одна структура. И это бьёт по всем: и по безопасности, и по доверию, и по справедливости", - говорит Алмас Мухаметов. Он привел данные внутренних опросов, согласно которым, 92% курьеров считают, что у них нет возможности влиять на тарифы и условия труда.
"Курьеры - это не просто исполнители. Это люди, которые держат города в движении. Они - невидимый мотор современной экономики. При этом мы идём в ногу с государственной политикой, поддерживая курс на развитие гражданского общества, справедливости и социальной защиты труда. Наш президент Касым-Жомарт Токаев, как известно, всегда поддерживает общественное обсуждение и участие граждан в принятии решений, связанных с улучшением условий труда и жизни, - подчёркивает учредитель Союза.
- Со своей стороны, наш Союз предлагает государству и агрегаторам решение этих вопросов. Мы хотим быть постоянными партнёрами как для государства, так и для бизнеса. Потому что каждый, кто носит рюкзак и работает на улицах, должен знать: что он не один. У него есть голос и права».
- Алмас, какие конкретные решения Вы предлагаете?
- Во-первых, запустить службу поддержки 24/7 с услугами юриста, психолога, консультанта.
Во-вторых, представить Карту курьера Алматы с местами отдыха, опасными зонами, санитарными точками.
В-третьих, создать платформу обучения — от ПДД до самозанятости и правовых основ.
В-четвёртых, начать переговоры с агрегаторами и добиваться прозрачности тарифов.
В-пятых, внести законодательные инициативы для признания и регулирования труда курьера.
Кроме того, через наш Союз мы можем напрямую официально обращаться в СМИ и к госорганам.
- Планируете ли Вы встречаться с депутатами?
- Да, это наш приоритет. Мы готовим поправки в Трудовой кодекс, рассматриваем нормы по социальному страхованию, регистрации, защите от произвольной блокировки. Мы уже провели встречи с экспертами в области трудового права и в ближайшее время выходим на диалог с депутатами, министерствами и акиматами.
Курьер — это профессия. А не временный «функционал». И её нужно признать на государственном уровне.
- Почему именно Вы решили выступить с этой инициативой?
- Я сам начинал с простого труда и знаю, что такое таскать товар, продавать его, прокладывать дорогу шаг за шагом. Сейчас я преподаю в университете, и вижу, как много курьеров среди студентов. Я вижу их ситуации и слышу от них разные истории, связанные с работой, каждый день. Мне хочется им помочь. Поэтому не мог остаться в стороне, так мы начали поднимать наболевшие вопросы.
- 25 мая в Алматы прошёл первый съезд Союза QYZMET. Удался ли диалог?
- Считаю, что съезд прошёл мощно, да, это был, прежде всего, диалог. Во встрече приняли участие более 150 участников - курьеры, эксперты, юристы. Люди пришли с болью и ушли с надеждой. Мы услышали десятки историй — про выгорание, блокировки, комиссии по 40%, отсутствие медстраховок, унижения. Курьеры заявили о себе как о полноценной части экономики. Не как об удобной «опции» в приложении, а как о живых людях с правами, с голосом и достоинством.
Вместе мы открыто обсудили системные проблемы, с которыми сталкиваются тысячи курьеров каждый день, систематизировали все вопросы. Теперь переходим к следующему этапу — формированию платформы влияния: юридической, социальной и законодательной.
- Каковы условия сотрудничества и оказания услуг Союза? Берете ли Вы взносы от участников?
- Планируем сделать взносы в размере 1000 тенге в месяц. Но это только через полгода. А пока все наши услуги предоставляем бесплатно.
- Где и как курьер может обратиться к вам за поддержкой?
- Мы доступны всегда и на всех платформах:
📱 Instagram: @qyzmet_kz1
🎥 TikTok: @qyzmet_kz
💬 Telegram: t.me/qyzmetkz
📞 Телефон: +7 771 975 15 10
📧 Email: qyzmet.kz11@gmail.com
Любой курьер может написать нам, позвонить, прийти. Мы постараемся оказать посильную помощь и консультации в рамках наших возможностей.
А вот что сказали сами курьеры на съезде Союза 25 мая 2025 года в Алматы:
Ерназар, 32 года, Шымкент:
- Я стал курьером, потому что хотел работать честно. Не просить, не сидеть сложа руки. В один из обычных дней мне нужно было доставить документы в банк.
Когда поднимался по их лестнице, оступился, упал. Сломал ногу. Прямо на территории банка. Знаете, что было дальше? Ничего. Ни один сотрудник не помог. Ни извинений, ни страховки, ни звонка от компании. Я стал невидимкой с переломом, выброшенным за борт.
Полгода лежал дома. Без дохода. Без уверенности. Но я не сломался. Я встал.
Сегодня я снова на ногах. Работаю. Но теперь, с появлением Союза, я знаю: если с нами поступают несправедливо — мы не молчим. Мы вместе. Мы хотим, чтобы нас слышали. Чтобы уважали наш труд. Мы не приложение - мы люди.
Шынгыс, 35 лет, Алматы:
- Я врач по образованию. Раньше работал в системе здравоохранения. Но пришлось уйти — так сложились обстоятельства. Стал курьером, чтобы прокормить семью. Многие удивлялись — "ты же врач, зачем тебе это?". А я скажу честно: любая честная работа достойна уважения.
Быть курьером не просто. Это постоянное давление: пробки, жара, холод, недовольные клиенты. И всё это без страховки, без поддержки, без голоса.
Пока не появился Союз курьеров. Теперь я чувствую, что нас видят. Что мы не просто временные работники.Мы люди, которые каждый день делают жизнь других проще. Мы те, кто заслуживает уважения.
Бекарыс, 21 год, Алматы:
- Я работал в Южной Корее. Там я увидел, как можно относиться к простому труду: с уважением. Даже если ты курьер или уборщик, ты - человек. Тебя ценят. Вернувшись в Казахстан, я стал работать курьером. И понял: у нас всё иначе. Мы будто вне системы. Считают, что нами можно пренебречь. Но я вижу, как всё меняется. Союз курьеров дал нам силу. Теперь я не просто "доставщик еды" — я человек, у которого есть голос. Я хочу, чтобы мой труд уважали. Чтобы мои друзья-курьеры не боялись говорить правду. Чтобы каждый из нас знал — он не один. Мы — вместе. Мы — сила.
Ринат Шахяметов, председатель Союза курьеров QYZMET:
- Когда мы создавали Союз курьеров, многие спрашивали: "Зачем? Разве курьеры нуждаются в объединении?".
Но за каждым заказом, за каждой доставкой — не просто приложение или байк, а человек. С его жизнью, болью, надеждами и выбором. Мы видим, как курьеры ежедневно выходят на улицы — в жару, в мороз, в дождь. Кто-то работает, потому что не было другого выхода. Кто-то — потому что хочет быть независимым. Но все они — люди, которые держат на себе невидимую часть экономики.
И я скажу честно: это не просто про доставку. Это про достоинство. Про голос. Про право быть услышанным.
Союз курьеров QYZMET — это не только защита прав. Это — платформа, где каждый курьер может сказать: "Я есть. Моя история — важна".