7 сокровищ (Жеті Қазына)
На сегодняшний день, одной из актуальных проблем среди молодого поколения является духовное воспитание, в частности мужского поколения. Духовное воспитание синонамично нравственности и морали. Ни разу мы становились свидетелями неподобающего поведения или же действия со стороны мужчин. Это является доказательством тому, что нравственность перешедшая нам от старшего поколения постепенно теряет свою ценность. Возможно, причиной этому может являться снижение значимости традиции в современном общесте. Ведь именно традиции и обычаи являются транслятором нравственности и морали народа.
Материалом для данной статьи послужила книга Сейита Кенжебекова “7 сокровищ” (7 қазына). Данная книга является сборником и несёт в себе позновательно-воспитательный характер. Автор описывает быт и образ жизни казахского народа через призму его традиций и обычаев. Традиции для народа являлись не только частью культуры, но а также методом воспитания. Ведь у казахов в приоритете стояла общая цель–воспитать нравственного и достойного человека. Поэтому же человек с рождения окружен традициями, которые также будут сопутствовать его всю последующую жизнь.
“7 сокровищ” занимало особое место в мировоззрении казахского народа. Но к сожалению, на сегодняшний день многие даже не имеют представления об этом понятии. Для этого нам нужно разобраться, что подразумевает собой “7 сокровищ” и что в него входит. Сокровище–это необходимое составляющее в жизни настоещего джигита. Таких составлающих 7: мужественность джигита, красивая жена, ум/знание, быстрый скакун, охотничий беркут, меткое ружье и преданный пес. Если у мужчины имеются все эти «сокровища», то его жизнь будет полна счастья и удачи. В данной концепции каждое сокровище имеет своё предназначение. К примеру, жена должна обладать не только красотой, но а также умом, ведь именно она будет воспитывать детей, пока глава семейства на охоте. А мужественность мужчины проявляется в ловли добычи и защите своего рода/семьи. Его верными помощниками становятся конь, беркут и тазы, которые будут с ним во все времена. То есть никто не остаётся без дела и обязанностей. Можно понять, что в современным мире не каждый сможет обеспечить себе скакуна, беркута и тазы. Этому объяснением являются 2 причины: отсутствие открытого пространства/места для содержания скакунов либо же финансовое состояние. Но все эти «7 сокровищ» наших предков можно интерпретировать в современные понятия. Быстрым скакуном может стать машина, а орудием мужчины-его работа. И необязательно иметь эти “сокровища” в материальном виде. Главное знать, что собой подразумевают эти сокровища. При правильном подходе и рассуждении, можно будет транслировать данное понятие наших предков среди молодого поколения.
Здесь стоит проблема трансляции данного понятия. Самым правильным решением данной проблемы является учебное пособие школьников. Как я знаю, в образовательную систему школы включена обязательная дисциплина «история Казахстана». В данной дисциплине есть определенные отделы предназначенные для культуры казахского народа. И как раз, вместо того чтобы рассказывать только материальную культуру Казахстана, можно было бы включить побольше информации о духовной культуре народа.
Подводя итоги, хочется скачать что понятия «7 сокровищ» равносильно понятию «знание всех своих предков до 7го колена». Поэтому нам надо это прививать детям с самого начала и конечно с правильным объяснением(походом).
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Студент 2 курса Абдурахманова Хилола
Специальность культурология, русское отделение
Руководитель: Кудрина Айжан Нурхамитовна