Орыс тілінен сабақ топтамасы
Топтамадағы сабақтар.
1. Употребление причастий в речи
2. Причастие
3. Простые и составные числительные
4. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
5. Абай и Пушкин – два светила в содружестве народов и культур
Урок - зачет, 9 класс
Причастие
Это обобщающий урок в форме зачета. Урок позволяет систематизировать знания по теме и выявить пробелы.
На партах – текст сказки о причастии О. Н. Елясовой:
Однажды неудачливый экспериментатор – профессор Ошибкин за свои изобретения, которые приносили жителям Части речей лишь неприятности, был отстранён от занятий научной деятельностью и изгнан из страны.
Долгое время он не возвращался к тем производственным отходам, что остались у него после создания Части речий. Пока, наконец, не вспомнил о них. Для начала он разобрал две ближайшие кучи: с отходами от производства прилагательных и глаголов. Насобирал профессор того - сего из двух куч, замесил тесто, слепил ребёнка. Оживил его. Да только с ребёнком - то профессору возиться некогда, у него руки зудят эксперимент продолжить.
- Вот что, творение рук моих, будешь состоять при частях речи, и потому нарекаю тебя именем Причастие! Ступай прямо на север, дойдёшь до Частиречии, там и жить будешь! – с этими словами вытолкал ученый юное создание за дверь и думать о нём забыл.
А Причастие между тем потихонечку, полегоночку добрело до Частиречии, зашло в город, видит: бульвар. По бульвару части речи разгуливают, свежим воздухом дышат, общаются. Подходит новая часть к Глаголу с Прилагательным и говорит:
- Мама! Папа! Здравствуйте! Это я, Причастие!
Оглянулись Глагол с Прилагательным и в ужасе отпрянули – стоит перед ним непонятно что и мамой - папой называет. Дар речи вернулся сначала к Глаголу:
- Кто ты? – спросил он.
- Я – Причастие. Обозначаю признак предмета по действию.
- Признак... по действию? – озадаченно переспросил Глагол. – А как это?
- Ну, вот видите, листик с дерева падает. Падать – ч т о д е л а т ь? Это глагол. А если подставить вопрос к а к о й?, то получится слово падающий. И прилагательным это слово назвать нельзя, так как оно признак по действию обозначает, и глаголом нельзя, так как отвечает на вопрос к а к о й? Это буду я, Причастие.
- Ну хорошо, понятно, - вмешалось Прилагательное. - Допустим, ты причастие. А почему ты нас в родители записал? Мы - то здесь причем?
- Да вы поглядите на меня! Я же на вас похоже!
Глагол посмотрел и увидел: причастие обозначает признак предмета по действию, образуется от глагола, имеет совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время.
Прилагательное посмотрело и увидело: причастие отвечает на вопрос к а к о й?, согласуется с существительным в роде, числе и падеже, имеет полную и краткую форму, в предложении является определением и сказуемым, если стоит в краткой форме.
И вправду похоже! Схватили Глагол и Прилагательное причастие и потащили к профессору Безошибкину. Так и так, профессор, что делать? Профессор тоже сначала испугался, как Причастие увидел, однако затем приставки и суффиксы на анализ взял, корень прослушал, рентгеновское исследование провел.
- Да, да! Это он! – воскликнул ученый.
- Кто он? – испугались части речи.
- Это профессор Ошибкин.
- Ах, так это не Причастие! – облегченно вздохнули посетители.
- Нет, нет. Это Причастие. Профессор Ошибкин – создатель этого шедевра. Какая безответственность! Создать новую часть речи и не подумать о том, как она будет жить, не позаботиться о её дальнейшей судьбе. Мы и то не решаемся вступить в соревнование с великим Грамматиком, чтим законы, которые он нам оставил, а этот самонадеяннй самоучка!
- Что же делать, что делать? – заплакали Глагол и Причастие.
- Что – что! Выращивать будем, воспитывать, исследовать. Внедрять в речь!
Так появилось в русском языке Причастие.
1. Употребление причастий в речи
2. Причастие
3. Простые и составные числительные
4. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
5. Абай и Пушкин – два светила в содружестве народов и культур
Урок - зачет, 9 класс
Причастие
Это обобщающий урок в форме зачета. Урок позволяет систематизировать знания по теме и выявить пробелы.
На партах – текст сказки о причастии О. Н. Елясовой:
Однажды неудачливый экспериментатор – профессор Ошибкин за свои изобретения, которые приносили жителям Части речей лишь неприятности, был отстранён от занятий научной деятельностью и изгнан из страны.
Долгое время он не возвращался к тем производственным отходам, что остались у него после создания Части речий. Пока, наконец, не вспомнил о них. Для начала он разобрал две ближайшие кучи: с отходами от производства прилагательных и глаголов. Насобирал профессор того - сего из двух куч, замесил тесто, слепил ребёнка. Оживил его. Да только с ребёнком - то профессору возиться некогда, у него руки зудят эксперимент продолжить.
- Вот что, творение рук моих, будешь состоять при частях речи, и потому нарекаю тебя именем Причастие! Ступай прямо на север, дойдёшь до Частиречии, там и жить будешь! – с этими словами вытолкал ученый юное создание за дверь и думать о нём забыл.
А Причастие между тем потихонечку, полегоночку добрело до Частиречии, зашло в город, видит: бульвар. По бульвару части речи разгуливают, свежим воздухом дышат, общаются. Подходит новая часть к Глаголу с Прилагательным и говорит:
- Мама! Папа! Здравствуйте! Это я, Причастие!
Оглянулись Глагол с Прилагательным и в ужасе отпрянули – стоит перед ним непонятно что и мамой - папой называет. Дар речи вернулся сначала к Глаголу:
- Кто ты? – спросил он.
- Я – Причастие. Обозначаю признак предмета по действию.
- Признак... по действию? – озадаченно переспросил Глагол. – А как это?
- Ну, вот видите, листик с дерева падает. Падать – ч т о д е л а т ь? Это глагол. А если подставить вопрос к а к о й?, то получится слово падающий. И прилагательным это слово назвать нельзя, так как оно признак по действию обозначает, и глаголом нельзя, так как отвечает на вопрос к а к о й? Это буду я, Причастие.
- Ну хорошо, понятно, - вмешалось Прилагательное. - Допустим, ты причастие. А почему ты нас в родители записал? Мы - то здесь причем?
- Да вы поглядите на меня! Я же на вас похоже!
Глагол посмотрел и увидел: причастие обозначает признак предмета по действию, образуется от глагола, имеет совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время.
Прилагательное посмотрело и увидело: причастие отвечает на вопрос к а к о й?, согласуется с существительным в роде, числе и падеже, имеет полную и краткую форму, в предложении является определением и сказуемым, если стоит в краткой форме.
И вправду похоже! Схватили Глагол и Прилагательное причастие и потащили к профессору Безошибкину. Так и так, профессор, что делать? Профессор тоже сначала испугался, как Причастие увидел, однако затем приставки и суффиксы на анализ взял, корень прослушал, рентгеновское исследование провел.
- Да, да! Это он! – воскликнул ученый.
- Кто он? – испугались части речи.
- Это профессор Ошибкин.
- Ах, так это не Причастие! – облегченно вздохнули посетители.
- Нет, нет. Это Причастие. Профессор Ошибкин – создатель этого шедевра. Какая безответственность! Создать новую часть речи и не подумать о том, как она будет жить, не позаботиться о её дальнейшей судьбе. Мы и то не решаемся вступить в соревнование с великим Грамматиком, чтим законы, которые он нам оставил, а этот самонадеяннй самоучка!
- Что же делать, что делать? – заплакали Глагол и Причастие.
- Что – что! Выращивать будем, воспитывать, исследовать. Внедрять в речь!
Так появилось в русском языке Причастие.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.